Итак, родился я в Снежинске, в марте 1973 года, но уже в 1974 наша семья переехала в подмосковный Электрогорск*, где я беззаботно и счастливо рос почти до 14 лет, после чего мы вновь переехали, теперь в подмосковный Железнодорожный, где я и живу по сей день.
Музыка всегда была со мной, сколько себя помню. Моя заботливая старшая сестра Оля прекрасно играла на пианино и пела мне, любопытному мальчугану разные песни, меня это крайне восхищало и завораживало. Песни «Огромное небо» и «Лошади в океане» в её исполнении, навсегда впечатались в мою детскую память. В последний год посещения детского сада, родители отдали меня на подготовительные курсы перед музыкальной школой и в 1979 году я впервые исполнил песню, я её помню, это «Крейсер «Аврора» (музыка Владимира Шаинского, стихи Михаила Матусовского). Пять лет в музыкальной школе по классу фортепиано не были мне в радость, я рвался гонять с ровесниками на велосипедах, лазить по стройкам, заниматься массой прочих детских дел, но после общеобразовательной школы, когда все мои друзья отправлялись гулять, я плёлся на занятия сольфеджио, хор и прочие уроки музыки…
Самым худшим побочным эффектом учёбы в музыкальной школе было то, что в обычной школе учителя ждали от меня сверхспособностей по части аккомпанирования на различных мероприятиях, а я этого не умел и не хотел принципиально, поэтому, после единственного выступления с моим участием, когда я начал нажимать в случайном порядке клавиши пианино в актовом зале своей 15-й школы, напрочь сбивая поющих одноклассников, меня больше не приглашали этим заниматься… И это было замечательно! ;)
В музыкальной школе не обходилось без смешных моментов и память хранит некоторые из них. К примеру, было у нас нечто, типа контрольной работы по предмету «Музыкальная литература», и я, на вопрос, касающийся названия произведения Людвига ван Бетховена, воспользовавшись дурацкой подсказкой коллеги, Саши Гасымова, я вместо «Шарманщик», не долго думая, написал на листе «Балалаечник», это было эпично… ;) Спасибо, блин, Саша! Но этот эпизод, спустя десятилетия, мне ещё раз напоминает, насколько я не хотел учиться в музыкальной школе. Пять долгих лет тянулась учёба игре на фортепиано, руки учились по канонам играть Гайдна и других прекрасных композиторов минувших эпох, пока, наконец, в 1985 году я её закончил, получил диплом (который бережно хранят мои родители, но я с того года его не открывал). Тогда, в год начала «Перестройки и нового мышления» (в школе мы изучали материалы 27-го съезда КПСС и книги генсеков, это сложно понять следующим поколениям), я словно освободился! Мама купила мне лучший в мире велосипед, о котором я не смел и мечтать, это была «Украина», с двумя багажниками, красного цвета, круче чем папин «Минск» и на порядок круче моего старого «Орлёнка»! Забыв про все ноты и клавиши я словно весенний ветер гонял по дорогам Электрогорска и окрестностям, часто выезжая на Горьковское шоссе, в поисках простора и открывая для себя новые территории! Свобода!!! ;) А зимой я переходил с велосипеда на лыжи и гонял на них до полного изнеможения, хотя, какое, к чёрту, может быть изнеможение в 11-13 лет! В выходные днём я бегал на лыжах в лесу у воинской части, добегая до родника, где народ традиционно запасался водой, сейчас даже на карте не найду, где это было. А по будням, сделав уроки и завершив прочие дела, гонял по лыжне на улице Советской до ночи.
Музыка вернулась очень быстро. Альфа Сергея Сарычева, альбом Rockets, записанный у друга за 3 рубля, первый альбом группы Форум, меня просто завораживало звучание электронных инструментов, необычные аранжировки. В те времена это не называлось «послушать альбом», говорилось – «слушать записи», а альбомы назывались концертами, хотя, весьма скоро всё изменилось и стало таким, как и в сегодняшнее время. Сарычев с его «Театром», «Гулякой», «Штормом» и другими песнями сразил наповал. Французский Rockets добил своими «Radiate», “Galactica”, “Ideomatic”, а песня «Островок» группы Форум тогда проникла в каждый дом, потому что звучала абсолютно отовсюду. Я забыл ноты, забыл всё, чему учился и сел подбирать на пианино, на слух, то, что по настоящему понравилось, это стало началом того, что приносит мне радость по сей день.
В 1987 году я пришёл в группу, где показал уже сыгранным ребятам свои способности по исполнению песен Форума, Альфы и Modern Talking, и меня взяли вторым клавишником на Лель-22. Это страшный аппарат, не синтезатор, а электроорган, у которого был чемоданообразный корпус и вроде 4 ползунковых регулятора, отвечающих за настройки звука. Но я выжал из этого клавишного чемодана то, что он и сам вряд ли мог о себе представить! Ха! Мы реально многих тогда смогли удивить своей программой выступления, главным гвоздём которой была песня Шторм, Сергея Сарычева! Шторм это была основа нашего репертуара, настолько эта песня нам нравилась! Я мог в этой песне играть любую партию любого инструмента, будь то гитара, бас или барабаны, причём, в различных вариациях! А про клавишную импровизацию мой добрый друг, участник той нашей группы, Александр Борисов, сформулировал весьма чётко – «разбуди меня ночью, завяжи глаза, привяжи правую руку к спине, но я всё равно смогу левой рукой, играя за спиной, исполнить импровизацию из Шторма!». ;)
Скоро, исполнение чужих песен, стало приносить меньше творческой радости, у голове уже рождались идеи собственных песен… Хорошо, что я их не записал и хорошо, что этого почти никто не помнит, но свои первые песни я писал на английском! Конечно, моих реальных знаний английского было недостаточно, ведь в школе я вообще изучал французский, но разве такой нелепый пустяк способен остановить пятнадцатилетнего школьника с гигантским самомнением? Ха-ха! :) В общем, мой дебют как композитора и автора песен состоялся с англоязычной песней или в конце 1988 или в начале 1989 года на дискотеках подмосковного Железнодорожного, где мы постоянно выступали. ;) Чуть позже, в тот же период, я начал писать песню за песней на русском языке и одной из них является «Маленький генерал», которую исполняла блистательная Юлия Свиридова уже в рамках проекта Enola в 1999 году. Чудом сохранились 2 варианта исполнения этой песни с вокалом нашего творческого руководителя, Юрия Краюшкина (храни Господь его душу) и с моим вокалом, вот они:
Открою вам важную тайну – я никогда не умел петь. До 90х я вообще пытался петь фальцетом, как это слышно выше, а в Эноле всё и так ясно… ;) Путь Enola для меня, это поиск голоса.
Ещё одна моя песня 1989 года, тоже фальцет, а гитарная тема, случайно, была нами содрана с одной из песен Аллы Пугачёвой 80х, спешили при записи, надеюсь, Алла Борисовна простит. Публикуется впервые:
Вот ещё моя песенка тех лет, к нашему набору из синтезатора Фаэми, электронных барабанов Лель и восточноеврпейских электрогитар Galaxis добавился более серьёзный советский синтезатор Поливокс:
Как записывались песни? В маленькой комнатке за школьным актовым залом у нас получилась небольшая студия, мы с друзьями притащили туда два кассетных магнитофона Маяк-232 и появилась возможность последовательного добавления партий, путём перезаписи. Качество, конечно, получалось ещё то… К примеру, для первой записи я запускал ритм-бокс, левой рукой играл партию баса на одном синтезаторе, а правой фоновые аккорды на другом, получалось 3 инструмента за один проход. Потом, через микшерский пульт, запускалось воспроизведение ранее записанных партий на одном магнитофоне, под них я наигрывал новые партии инструментов или пел в микрофон и всё это записывалось на второй магнитофон. Электронный каменный век, но других возможностей у нас не было, извлекали максимум из доступного.
В 90-х годах все эти процессы значительно упростились и студию звукозаписи можно было организовать дома, при наличии компьютера, приличной звуковой карты и программы-секвенсора. Первым я освоил секвенсор Cakewalk и пользуюсь им по сей день, хотя, остановился на устаревшей версии Sonar 8.5.3, потому как не хватает времени на освоение более новых интерфейсов.
Все песни Энолы и других проектов, в которых я участвовал до 2001 года, использовали не признаваемые профессионалами наборы звуков формата Sound Fonts, которые прекрасно работали с недорогими звуковыми картами фирмы Creative Labs. Благодаря прекрасному человеку, звукорежиссёру Виктору Панкратову, я начал осваивать новые технологии DXi и VSTi, открывающие новые возможности в звукозаписи и значительно упрощающие подбор инструментов в процессе создания аранжировок.
Кстати, раз уж упомянул, есть ещё ряд проектов, в которых я принимал участие в качестве композитора, аранжировщика и исполнителя. Вот пара из них, материалы которых сохранились, а один даже планируется к продолжению работ.
Данный музыкальный проект – чистой воды эксперимент, рождённый в ходе творческих поисков с прекрасным гитаристом, Алексеем Кендрой. Нам хотелось найти что-то новое в музыкальных течениях самого начала 2000-х годов, попытаться совместить различные подходы из наших, весьма отличающихся музыкальных предпочтений и сделать продукт, который бы понравился в первую очередь нам самим. Как мне кажется сейчас, мы немного перемудрили и получилась, средней тяжести, неведомая песенка. Я написал музыку, слова и записал свой голос с занижением на несколько тонов, а Алексей исполнил гитарные партии. Идея трека была жёсткая, в чём-то даже безумная - бесноватый гитлер горит в аду под "адскую" музыку. С диска мультимедийной компьютерной энциклопедии Энкарта мы вытащили фрагмент какой-то речи гитлера и вставили его в начало трека, для атмосферности. Сейчас бы я подумал, что до такого кретинизма могли додуматься только мультяшные Бивис и Баттхед, но увы, не всем дано быть умными... ;) По некоторым признакам, мне недавно показалось, что не все воспринимают этот трек в том ключе, в котором он задумывался, поэтому, обрезал фрагмент с визгами адольфа, хуже не стало. ;)
В начале 2000-х была идея запустить проект по записи песен Дмитрия Московского и эти работы реально были начаты. Вновь это был творческий поиск, не всегда удачный, но сам процесс доставлял мне удовольствие. Мы знакомы с Дмитрием Московским с начала 90-х и я всегда восхищался его многогранностью. Это настоящий русский поэт во всех лучших смыслах этого слова. Своими стихами он мастерски погружает слушателей (и читателей) в восстающие перед внутренним взором образы. Вообще, я сейчас понял, что мне сложно словами описать поэта, для этого мало одних лишь прилагательных. Его стихи порождают радость и боль, русскую тоску, и светлую печаль. Я решил заняться другой гранью творчества Дмитрия Московского, его юмористическими произведениями. Гитарные партий исполнил в этом проекте Алексей Кендра. Итак, представляю вашему вниманию одну из записанных тогда песен.
Немного расскажу о работе над проектом Энола в начале 2000-х. Было интересно, но грустно, у меня не получалось сделать аранжировки того уровня и качества, что были в моей голове. Бесконечный перебор звуков из наборов SoundFonts и, впоследствии, синтезаторов VSTi отнимал массу времени, но чаще приходилось искать компромисс, использовать что-то похожее и пытаться это обработать эквалайзерами, различными фильтрами, ревербераторами и прочим. Вероятно, что-то получилось сделать, что понравилось людям, ведь я до сих пор встречаю на различных сайтах «альбомы» Enola из тех песен, хотя, ничего и нигде не издавалось, просто раздавалось на CD-R друзьям и публиковалось на моей странице сайта realmusic (realrocks.ru/enola). Мы много песен записали с Юлией Свиридовой и это было весело. ;) Процесс выглядел так – сначала я показывал Юле аранжировку и, как мог, рассказывал как надо это пропеть, где какие интонации, где какие эмоции и т.д. У неё весьма сильный голос и большая склонность к джазовым импровизациям, а мне хотелось всё сделать мягче, спокойнее. Юлия Свиридова очень талантлива, когда она поёт, вы всегда слышите её чувства, она даже улыбку передаёт своим прекрасным голосом. Мне повезло, что удалось с ней поработать в проекте. Так вот, после моих композиторских наставлений, Юля надевала наушники, вставала перед микрофонной стойкой, а я сидел в удобном кресле и в своём компьютере запускал фонограмму. Так мы записывали три дубля и переходили к следующей песне. Я никогда не работал в студии и в то время на микрофоне даже не было поп-фильтра, поэтому мы каждый записанный вокальный фрагмент прослушивали на предмет забивания букв «П». ;) Микрофон у Энолы единственный – Shure SM48S, куплен в конце 90-х на Савёловском компьютерном рынке. Все песни Энолы спеты только в этот микрофон. ;) Да и миди-клавиатура тоже много лет была одна – самая дешёвая китайская Midi-composer, тоже конца 90-х. В 2015 я купил домой простенький синтезатор Yamaha, а недавно обзавёлся удобной маленькой миди-клавиатурой Alesis, размером с обычную компьютерную клавиатуру. В 2020 купил себе более-менее приличную звуковую карту Steinberg UR12, а до этого времени все песни были записаны на картах Creative Lab, за что меня ругали все знакомые музыканты…
Ну, хватит о технике, вернёмся к людям. В Эноле, время от времени, приезжали на пробы различные исполнители. Иногда это были реально таланты-самородки, иногда вполне уже сложившиеся эстрадные исполнители, ищущие для себя точки приложения таланта. Предлагаю послушать пару демо записей, которые мы сделали с Андреем, которого привёл продюсер Василий Козлов. Это не завершённые варианты, просто демо для ознакомления.
Неоднократно мне помогала в записи вокальных партий Ольга Базыкина, это большой профессионал, друг проекта и человек с невероятным чувством юмора. Работа превращалась в непрекращающийся смех и оставляла долго не проходящее чувство радости, и веселья. С Ольгой мы записали несколько песен, но найти сейчас смог только один вариант.
В начале 2000-х мои друзья, Павел Лисюков и Алексей Кендра организовали очень интересный проект, в котором работали над гитарными произведениями в весьма широком диапазоне стилей и их гармоничных синтезов. Подготовили весьма продвинутую концертную программу для рок-клубов и неплохо в этом направлении развивались, а называлась группа "Прохладный мир". Я не участвовал в создании музыки, но парни попросили меня сделать сведение и мастеринг их первого альбома, чем я и занялся. Вот одна из тех композиций.
В 2009-2010 годах я попытался поработать со звуками симфонического оркестра, не в рамках какого-либо проекта, а для своей маленькой дочери Зарины, которой тогда было 4-5 годиков. ;) Я написал для неё 4 колыбельных, по временам года, хотя, в процессе выстраивания аранжировок, от тихих колыбельных мало что оставалось. ;) Меня оправдывает то, что ранее я ничем подобным не занимался, это двойной «первый раз» как по типу произведений, так и по набору инструментов, которые я выбрал для работы. Опубликую здесь одну из них
В откровенном разговоре о себе, в рамках проекта Энола, наверно стоит немного поведать об идеях песен, ибо, не раз слушал удивление как выбором тематики, так и названиями. Скажу честно, не знаю, почему вдруг возникла идея песни «Доктор Мо», просто взяла и написалась сразу с музыкой. «Мёртвый капитан» написался тёмной, густой невской осенью в Ленинграде. Я помню то время, я был студентом, жил в общежитии на проспекте Маклина, недалеко от Новой Голландии, и этот образ словно пришёл с ночным туманом. Тогда же написалась песня «Железный город», быть может в ту же ночь, сейчас уже не вспомнить. Меня иногда зацепляют какие-то отдельные фразы, застревают в сознании и обрастают ассоциациями, к которым изначально не имели ни малейшего отношения. К примеру, шла по ТВ одна из серий «Наша Russia», сюжет про Равшана и Джамшута, которые укусили своего нанимателя, исполняемого Сергеем Светлаковым и тот превратился в таджика, предложил покрасить линолеум и в процессе этой искромётной феерии на доли секунды мелькает реплика – «целую твои мысли брат». Вот и всё, фраза засела в голове, а я в этот момент перечитывал первое послание апостола Павла, и спустя полчаса появилась песня с припевом – «Целую твои мысли, брат!», но публиковать её с таким названием мне показалось неправильно, я назвал её «Первое послание», но и это мне кажется неверным, но уж лучше так. В 2010 году я написал песню с названием которой также есть затруднения, дело в том, что там припев не повторяется, так получилось. ;) Я опубликовал её на разных ресурсах и по моему с разными названиями, точно не помню. Основной вариант – «На день рождения БГ», хотя, уверен, что он бы не обрадовался такому подарку, всё-таки, слишком лёгкая музыка! ;))) Есть мысль переделать её и опубликовать с названием по первым словам - «Алмазы в снегах», но это если руки дойдут.
Продолжая эту тему, опасаюсь, что с новыми песнями я тоже могу удивить в темах, но для этого надо решиться и записать их. Надеюсь, Бог даст сил и времени, и надеюсь, что хоть кому-то они принесут радость.
Работаю с утра до вечера в производственной компании, недалеко от метро Алексеевская, куда катаюсь на метро и электричках. Времени на музыку катастрофически не хватает, поэтому так редко что-либо публикую. Удаётся поработать над песнями 1-3 часа в неделю и то не всегда. Глубоко и искренне завидую тем, для кого работа это создавать аранжировки, писать песни, это великая радость – жить творчеством!
В завершение, короткий музыкальный блиц обо мне сейчас, в 2021 году.