Энола - музыкальный проект Александра Михайлина

Сергей Сарычев - легенда, которую ждут вот уже 30 лет...



Обновление от апреля 2024


Обновление статьи от августа 2023



Прошло уже более сорока лет с момента выпуска 4-го концерта (раньше так назывались альбомы) группы Альфа, и ровно тридцать лет как Россию покинул её основатель, композитор и исполнитель, Сергей Сарычев. Для России и российской культуры это значительная потеря, оценить масштаб которой стало возможным лишь спустя годы, когда пыль от развала 90-х стала оседать, и время расставило настоящие ценности по своим местам. Но, начнём рассказ об этом удивительном человеке, культурном явлении, по порядку.


Родился Сергей Сарычев 26 апреля 1958 года в южном городе Волжский, что стоит на левом берегу Волги, напротив Волгограда. Отец Сергея трудился в металлургии, а мать в сфере общественного питания, обычная советская семья, где все любили музыку. Ещё в детстве, Сергей самоучкой освоил гитару и баян, благо, эти инструменты были в родительском доме. Чуть позже получил образование в детской музыкальной школе по классу «баян» и «фортепиано», а в юности дополнил свой потенциал, отучившись в музыкальном училище и получив уже серьёзную специальность "дирижёр хора». Первую группу Сергей организовал, будучи учеником 9го класса школы № 21 и, стоит отметить, такой путь проходили тысячи его сверстников по всему огромному СССР*. Почти в каждой советской школе был комплект музыкальной аппаратуры, на котором мальчишки делали свои первые шаги в музыкальном творчестве и это явление очень чётко отражено в словах песни «Чиж & Co»:


«В каморке, что за актовым залом

Репетировал школьный ансамбль

Вокально-инструментальный

Под названием "Молодость"…»



Творческий талант юного Сергея Сарычева гармонично дополнялся его страстью к конструированию в электротехнике, результатом чего стали самодельный ревербератор и множество блоков для электромузыкальных инструментов. К счастью, сохранились фотографии ансамбля, иллюстрирующие первые шаги народного любимца на большом творческом пути.


В 1973 году Сергей делает следующий шаг и становится профессиональным музыкантом, устроившись на работу в ансамбль при ресторане в Волгограде, а было ему в тот момент всего 15, и до первого альбома Альфы оставалось ещё 10 лет… Работать музыкантом в ресторане весьма не просто, но это хороший курс для мульти-инструменталиста, аранжировщика, композитора и исполнителя, ведь работать приходится с очень и очень разноплановым материалом, переключаться от одного стиля к другому за минутные паузы между композициями. 

Этот опыт не мог не оказать значительного влияния на многогранное творчество Сергея и нашёл яркое отражение в том богатстве подходов, которое не менее 5 раз (по числу изданных концертов Альфы и последующему переходу к работе с Мариной Журавлёвой) ставило в тупик, или приятно удивляло самых преданных поклонников его таланта. 


Сергей Сарычев во времена Круиза

Пять лет Сергей трудился ресторанным музыкантом, после чего, в его жизни начинается новый этап, он становится участником ВИА «Волгари», из которого перешёл вокалистом и клавишником в легендарный ВИА «Шестеро молодых»**, саратовской филармонии. Из этого ансамбля Сарычев перешёл в ВИА «Молодые голоса», которым руководил Матвей Аничкин. По воспоминаниям Сергея Илларионовича, произошло это в тот момент, когда два этих коллектива пересеклись на гастролях в Одессе в 1980 году. «Молодые голоса» - немаленький коллектив, состоящий из двух десятков музыкантов, использующих духовые инструменты и появление Сергея Сарычева привело к каскаду значительных перемен в этом ВИА, ведь он всегда переполнен музыкальными идеями и готов к их немедленному воплощению. Итак, под влиянием Сарычева, Матвей Аничкин разделил стандартную программу выступления на два отделения. В первом работал коллектив с духовыми инструментами, а во втором на сцене появлялась рок-группа из пяти музыкантов, что было достаточно смело для того времени. Чтобы заразить коллег своим энтузиазмом, двадцатидвухлетний Сергей Сарычев включал им записи Ian Gillan Band, Rainbow и других западных групп. Затея сработала! Именно в тот период Сергей написал музыку для песни Волчок, которая и во втором десятилетии двадцать первого века знакома большей части населения невероятно огромной территории бывшего Советского Союза. 


Как вспоминает то время сам Сергей – «В общем, дело пошло. От тамбовской филармонии на гастроли ездили все эти двадцать человек, многие со своими женами. По документам мы назывались «Молодыми голосами», но во втором отделении пятерых музыкантов «Молодых голосов» объявляли уже как группу «Круиз». Мы играли и поп-музыку, и тяжелый рок.»


Круиз стал той точкой в биографии Сергея Илларионовича, когда, как мне кажется, он начал осознавать свой реальный потенциал, свою творческую силу. 


Альбом со всесоюзным хитом «Волчок» был записал в 1980 году, а уже в 1983 Сергей Сарычев создаёт собственную группу, которая мгновенно затмила всех на сцене рок и поп музыки – Альфа. Группа была организована на базе министерства иностранных дел СССР и проводила свои репетиции в помещениях и на аппаратуре этой организации. Первый альбом состоял просто из одних хитов, которые крутились на катушках и кассетах от Калининграда до Владивостока и от Северного ледовитого океана до залитого солнцем Ашхабада (да и во всех прочих местах планеты, где знали русский язык!). У Альфы не было равных по популярности, если бы Сарычеву платили по 50 копеек за каждое прослушивание его песен, то наверно, он смог бы выложить из денежных пачек гору, размером с наш Эльбрус и эта гора росла бы и сегодня.




Помимо невероятно популярных песен, у команды Альфа была ещё одна интересная особенность – практически все, кто с ней соприкасался, достиг значительный профессиональных успехов после ухода. Конечно, так можно сказать не обо всех музыкантах группы, но о значительной их части. 


Можно сказать, что Сергей Сарычев – настоящий музыкальный царь Мидас, который, прикосновением своего таланта, сформировал первый эшелон советской и российской рок-музыки, актуальный и по сей день. 


Если бы не факты, то это казалось бы невероятным, давайте посмотрим вместе, Итак, кто играл в группе Альфа:


Владимир Холстинин (в Альфе – гитара) – один из основателей легендарной группы Ария, композитор, музыкальный продюсер;


Виталий Дубинин (в Альфе бас-гитара) – также, один из основателей группы Ария, композитор, вокалист, автор более 60 песен Арии;


Игорь Молчанов (в Альфе – барабанщик) – после Альфы принял участие в таких значимых проектах как Ария, Мастер, участник бельгийской рок-группы «Сryme»;


Сергей Ефимов (в Альфе – барабанщик) – человек-легенда, гениальный барабанщик, после Альфы принимал участие в мега-проекте «Круиз» с 1985 года (трио «Круиз»), «Волки», «Hippy Chaos»;


Сергей Кудишин (1963-1993, в Альфе – гитарист) – после Альфы стал участником рок-группы «Черный кофе», которая с его участием выпустила 2 своих самых легендарных альбома, ставших частью российской рок-истории. Сергей принял участие в записи видео-выступления Альфы на волгоградском телевидении. Также, работал в коллективе «Весёлые ребята»;


Сергей Черняков (в Альфе – барабанщик) – был включён в неофициальный список лучших барабанщиков СССР, участник групп Чёрный кофе, работал с Ольгой Кормухиной;


Алексей Горбашов (в Альфе – гитарист) – сложно перечислить все значимые проекты, у которых принимал участие этот ОЧЕНЬ талантливый гитарист. До Альфы он поработал с Аквариумом, после – обеспечил красоту звучания мега-проекта в поп-музыке, группы Мираж, работал с Дмитрием Маликовым, группой Любэ. Был включён в список лучших гитаристов СССР авторитетного (в те годы) издания Московский комсомолец. (от автора – я помню как мы искренне восхищались в конце 80-х гитарными соло и партиями Алексея Горбашова, которые выводили довольно простые аранжировки Миража совершенно на иной уровень восприятия);


Всеволод Королюк – замечательный музыкант, мульти-инструменталист, композитор, работал с Сергеем Сарычевым со времён ВИА «Молодые голоса»;



Альфа, с точки зрения слушателя, весьма странный коллектив, с одной единственной константой в лице своего основателя, Сергея Сарычева. Официально, если можно так сказать, группа выпустила 4 альбома, ни один из которых не сохраняет стилевой преемственности с остальными. Состав группы постоянно меняется и, могу лишь предположить, что связано это было с организацией гастрольных туров, но могу и ошибаться… Каждый альбом Альфы – новая Альфа, которую слушатель совершенно не ожидал услышать, возможно это причина того, что наибольшее распространение и народную любовь получили первый и третий альбомы, где на первом месте мелодизм, красивый голос, понятные тексты и блистательные для тех лет аранжировки. 


Идеи витают в воздухе, третий альбом Альфы родился в тот самый период, когда восточную Европу и СССР начинала накрывать волна мелодичной поп-музыки в лице проектов Дитера Болена. Стиль третьего альбома Альфы вряд ли можно назвать любимым для Сарычева, но его продюсерский талант здесь проявился в полной мере, он явно предвосхитил зарождение гигантского пласта подобной музыки, которая является очень популярной в России и по сей день.


Не счесть числа граней и глубину таланта Сергей Сарычева, это точно дар Божий. Как композитор, он настолько глубоко рисует музыкальную картину на избранные стихи, что, зачастую, художественная ценность музыки перекрывает изначальный посыл, заложенный в песенных текстах. Но чаще, его музыка так плотно сплетается в единый образ с текстом, что после уже не отделить одно от другого. 


Как исполнитель, Сергей Илларионович Сарычев просто уникален и совершенно неповторим. Я как-то писал в одной интернет фан-группе, посвящённой Альфе своё мнение о том, что такими людьми должно заниматься министерство культуры России, ибо Сергей Сарычев – культурное достояние народа, самая настоящая ценность. Конечно, я сужу субъективно, сквозь призму собственного творческого восприятия, но пока не вижу причин менять мнение. Чтобы оценить колоссальную исполнительскую мощь Сергея, настоятельно рекомендую послушать запись нескольких песен его выступления в Серпухове, в 1985 году, когда ему пришлось играть на рояле и петь в микрофон без группы.    



Работать над Альфой Сарычев закончил в 1988 году, погрузившись в продюсерскую деятельность, связанную с развитием его жены, Марины Журавлёвой. И вновь, руки и талант Сергея сотворили золото из того к чему он прикоснулся. Совершенно другой подход, абсолютно не рокерский стиль, вообще ВСЁ другое, но он моментально добился ошеломляющего успеха. Песни Сергея Сарычева в исполнении Марины Журавлёвой звучали из каждого магнитофона, радиоприёмника и телевизора на такой огромной территории что когда над одной её частью наступала ночь и звёздное небо, над другой только начинало всходить солнце. Это просто невероятно! Вот ты, мой уважаемый читатель, раз уж дочитал до этого места, не удивлялся этому факту просто потому, что ничего этого не знал. ;) Да и вообще мало кто тогда мог подумать, что сам Сарычев имеет отношение к творчеству Марины, уж слишком разными казались эти полюса, лишь позже приходит понимание, что границ в музыке нет, это единый океан…


Насколько велик талант этого музыканта, настолько велика и наша утрата, связанная с тем, что в уже далёком 1992 году, улетев на гастроли с Мариной в США, Сергей Илларионович остался там жить и до сего дня больше ни разу не бывал в России. В тот день закончилась история товарища Сарычева и началась история мистера Сарычева. ;)


Единственное видео с выступления после убытия на ПМЖ в США, это концерт на каком-то корпоративе в Любеке (Германия), в 1997 году. На видео и Сергей Илларионович и Марина Журавлёва. Звукорежиссёра на мероприятии нет и Сарычев сам, на ходу, управляет режимами ревербератора, играет на клавишных и запускает минусовки, в общем, перешёл от слов к делу, воплощая слова из песни "Альфы" - "сам себе режиссёр". ;) Чертовски приятно смотреть и слушать живое пение Сергея, и завидно тем, кто присутствовал на выступлении.

 


Надежда появилась в первой половине десятых годов, когда Сарычев вспомнил о том, что в России и бывшем СССР его помнят, ждут и любят (это моё предположение). Появился канал на YouTube, появился сайт (уже давно отключенный) и даже была опубликована новая версия старой песни «Я не имею права», в концернтном исполнении с аранжировкой автора, выполненной на синтезаторе (присутствует некоторая «самоиграичность» в звучании, но в целом звучит великолепно и очень душевно). И в одном из комментариев сжато, но абсолютно верно выражено то, что пишут русскоязычные люди со всех концов планеты - "Голос как река Волга не перестал волшебно звучать . Это махина русского раздолья !!! Спасибо за ваш талант !!!"




 Все мы, давние поклонники, воспряли в ожидании… В своём Facebook-аккаунте, в октябре 2013 году Сергей Илларионович анонсировал возвращение Альфы в Россию на мега-мероприятии «Легенды рока. Снова вместе», которое должно было состояться 23 февраля 2014 года. 


В рамках подготовки к мероприятию была зарегистрирована компания «Театр песни Сергея Сарычева», что давало надежды на долгосрочную работу в России. Судя по дате регистрации компании (август 2013), подготовительная работа шла не один месяц и весьма тщательная. Но, всё рухнуло, ничего не состоялось и я не знаю, почему. Организация была ликвидирована в 2019 году. Сергей Сарычев забросил свои аккаунты в соцсетях и с 2011 года ничего не публиковал на YouTube. Изредка, в некоторых публикациях из Лос Анжелеса, промелькнёт где-нибудь на мероприятиях своей красавицы сестры, которая устраивает шоу «Какие люди в Голливуде». Позднее 2019 года я не видел ни фото ни видео с Сарычевым ни в одной публикации. 



Вообще, очень хотелось бы почитать историю Альфы и Сарычева в книге, ведь это масштабное культурное явление, музыкальный термоядерный взрыв, продолжающий греметь четвёртое десятилетие после окончания концертной деятельности и выпуска 4-го альбома. Но, увы, в сети доступны лишь несколько интервью, да и то, не все из них похожи на реальные.


Голос Сергея Сарычева - об этом надо сказать отдельно. 

Господь щедро одарил Сергея даром пения и талантом исполнения песен. У многих популярных исполнителей есть последователи, исполняющие так называемые каверы, хотя, по нашему это называется перепеть популярную песню, но не будем придираться. Так вот, часто бывает так, что кавер перекрывает оригинал и более пОлно воплощает возможности песни. Ведь песня это как контурная карта из звуков и слов, которую нужно наполнить красками эмоций, передать чувства, развлечь слушателя, погрузить в мысли, или наоборот, вызвать глубокие душевные переживания, в зависимости от замысла авторов. Интересно то, что в природе нет ни одного кавера на песни Сергея Сарычева, которые хотя бы приблизились по глубине воздействия на слушателей к оригиналу. Есть талантливые, яркие, качественные, но никого, кто хотя бы близко подошёл к той недосягаемой планке, которую поставил автор ещё в 80-х. 


Сергей Сарычев изначально так наполнил свои песни красками своего невероятного голоса, что пытаться это повторить не имеет никакого смысла, это всё равно, что пытаться перерисовать Джоконду. Ну и от себя, добавлю ещё, что полностью подписываюсь под словами тысяч людей, оставляющих свои добрые, наполненные сердцем слова в комментариях к песням Сергея на самых различных онлайн-ресурсах. Неповторимый талант, начиная с первых изданий "Расклейщика афиш", "Зеркало река", "Я сделан из такого вещества", и по сей день в песне "Я не имею права" - рвёт сердце и проникает в душу. Он настолько наш, настолько проник в душу многих русскоязычных людей во всем мире, что до сих пор не верится в его отъезд.


 Нет, раз уж там ему хорошо, то и чудесно, дай Бог здоровья и радости, ведь сейчас, благодаря интернет, все мы на расстоянии клика мышкой у компьютера или в смартфонах друг у друга, все рядом. Живёт Сергей Илларионович недалеко от Лос Анжелеса, в месте под названием Apple Valley, у него большой дом с девятью комнатами, полностью оборудованными для работы в области звукозаписи и сьёмок видео-клипов. Но встречал на форуме любителей heavy metal упоминание о том, что пару лет назад Сарычев уехал в Юго-восточную Азию и там занимается продюсерской деятельностью, не знаю, насколько это правда... 


Итак, я завершаю эту заметку о Сергее Илларионовиче Сарычеве, но очень надеюсь, что история творчества этого невероятного музыканта продолжится и мы услышим новые песни, а может и увидим его в России. 


Официальный канал Сергея Сарычева на YouTube - 

Официальный сайт Сергея Сарычева (сайт более не работает, но его копия сохранилась в архиве Интернет, для просмотра скопируйте ссылку и вставьте в окно браузера - https://web.archive.org/web/20150519184051/http://www.sergeysarychev.com/ ) - 


Страница Сергея Сарычева в сети Одноклассники - 


Сообщество в сети VK где собираются поклонники творчества Сергея Сарычева и группы Альфа - 





* Я это знаю очень хорошо, потому что и сам проходил тот же путь, только наш ансамбль назывался не «Молодость» и не «Школьные годы», а «Кризис». ;)


** ВИА «Шестеро молодых» стало «путёвкой в жизнь» для таких талантливых музыкантов как Татьяна Маркова (чья судьба еще не раз будет связана с Альфой после ухода Сарычева!), Николай Расторгуев, Александр Кальянов, Валерий Кипелов, Александр Розенбаум. Этот ВИА в 1977 году выступал на концертах Владимира Высоцкого.


Иногда легенды оживают (обновление от августа 2023)


И вновь, здравствуй, мой дорогой читатель! Появился серьёзный повод дополнить статью о Сергее Илларионовиче Сарычеве, хотя, к моему сожалению, этот повод не связан с новостями о нашем главном герое, вновь разбор его творчества из 80-х годов минувшего века. (Кстати, если сам Сергей Илларионович случайно зайдёт на эту страницу, то хотелось бы попросить хотя бы раз в год устраивать какое-то общение с поклонниками его творчества в России. Хоть песню под гитару, хоть письмо, а то перекладываем с места на место одни и те же песни, да и всё меньше нас с каждым годом.)

По работе я тесно связан с изучением и попытками внедрения самых различных IT технологий и, время от времени, сталкиваюсь с чем-то, что сильно удивляет. Хорошо осознаю те глобальные последствия, которые уже сейчас надвигаются на человечество из-за стремительного развития технологий искусственного интеллекта, но, как великолепно сформулировали Стругацкие, - «будущее создаётся тобой, но не для тебя»… 

Итак, ближе к делу, наткнулся на технологию, построенную на нейросетях, которая позволяет весьма качественно извлекать вокальные партии практически из любых треков, и естественно, сразу же её протестировал сначала на своих песнях из 80-х, а потом на песнях Сергея Сарычева. 

Результат словами не описать, надо просто послушать... 

У меня не было в компе качественных файлов с песнями Альфы, только обычные MP3 с торрентов, которые я обычно в машине слушаю, но я как мог их подчистил, после чего поработал с нейросетями и вот, предлагаю вам послушать голос Сергея Сарычева без музыкального сопровождения (а капелла).  Заодно и инструментальные варианты песен, так называемые «минусовки» для любителей делать каверы, теперь они могут петь под аккомпанемент оригинальной группы Альфа. ;)


Версии «а капелла» (только голос)


Гуляка (а капелла, Сергей Сарычев)



Альфа - Театр (а капелла, Сергей Сарычев)



Альфа – Я сделан из такого вещества (а капелла, Сергей Сарычев)



Альфа – Зеркало-река (а капелла, Сергей Сарычев)



Альфа – Воробей (а капелла, Сергей Сарычев)




Альфа – Шторм (а капелла, Сергей Сарычев)



Альфа – Звёзды нам светят в ночи (а капелла, Сергей Сарычев)





Инструментальные версии (без голоса)



Альфа - Гуляка (инструментал)



Альфа - Театр (инструментал)



Альфа – Я сделан из такого вещества (инструментал)




Альфа – Зеркало-река (инструментал)



Альфа – Воробей (инструментал)



Альфа – Шторм (инструментал)





Альфа – Звёзды нам светят в ночи (инструментал)




Новая группа Альфа (обновление от апреля 2024)

 
В качестве эпиграфа: "С тем же успехом они могли бы взять название Битлз" С. Сарычев

  Не скажу, что неожиданно, но Альфа вернулась и, конечно же, без Сарычева... Сделать новую группу с творческим псевдонимом Сергея Сарычева - "Альфа", решил барабанщик Сергей Сафонов, который принимал участие в записи первого альбома, в уже далёком 1983 году. Возможно, эту идею одобрил сам Сергей Илларионович (об этом говорит Сергей Сафонов), но достоверных подтверждений этому мне пока не встречалось. При всём уважении к музыкантам данного проекта, но это даже близко не Альфа. Сыграть аранжировку и спеть песню - не означает воссоздать совершенно уникальный проект, который оставил глубочайший след в памяти нескольких поколений. Даже если вокалист наденет тёмные очки и сделает причёску как у Сарычева в 80-е, это совершенно ничего не изменит по одной простой причине - все варианты оригинальной Альфы были сессионными музыкантами Сергея Сарычева (да, среди них почти все - выдающиеся и невероятно талантливые люди!). Если взять в руки синтезатор Сарычева, на котором он играл "Зеркало река" или "Шторм", или барабанную установку на которой записывался первый альбом, то это не означает, что теперь звучит та самая Альфа...



Бесполезность и бесперспективность такого подхода продемонстрировал уже давно Эдуард Предигер, которого на старых записях иногда путали по голосу с Сергеем Илларионовичем, и на выступлениях он надевал тёмные очки, конечно же не из-за яркого света... Кстати, я очень уважаю творчество Эдуарда Предигера, он делает интересную музыку на высоком профессиональном уровне.
Наверно, всю эту кучу слов можно было бы уместить в одну фразу - нет поклонников группы Альфа, есть поклонники Сергея Сарычева, его уникальных композиторского и вокального талантов.

Как бы то ни было, искренне желаю новой Альфе всяческих успехов! Если слова мои кого-то заденут, ну простите старого фаната старой Альфы, примите критику как искреннее переживание и боль. 

Мне бы ОЧЕНЬ хотелось пообщаться с Сергеем Илларионовичем, расспросить о многом, было бы круто получить пару советов по созданию песен, ведь в апреле 2024 мой первый сингл как композитора и автора текстов вышел на всех глобальных стриминговых платформах и в очереди на публикацию ещё ряд работ, задуманы новые песни... Ведь учился то я на песнях Сарычева. Невероятно круто было бы поработать онлайн над чем-то, но это всё мечты... ;)

Ссылка на новую Альфу в сети ВК - ССЫЛЬ

YouTube канал новой Альфы - ССЫЛЬ