Да, опять сингл т.к. на альбом не хватает ни сил ни времени, надеюсь, это никого сильно не расстроит! В издание вошла оригинальная версия песни, её укороченный вариант на случай, если кому-то из музыкальных редакторов захочется её включить на радио, ну и инструментальная версия, без наших голосов, которых в песне звучит немало. Итак, решил опубликовать очередной долгострой, работа над которым тянулась с октября 2023 года, когда мы записали вокальные партии Юлии Свиридовой… В феврале 2024 я записал свои партии в хорах и бэк-вокале, в марте ещё дописали Юлю, а в мае, незапланированно, записали в припевы партии вокала с Еленой Ясной. И вот, в июне песня увидела свет, надеюсь, слушателям понравится та история, которую мы решили в ней рассказать.
Обложку разработал талантливый дизайнер Вадим Зуев, за что я ему очень благодарен!
Для удобства пользователей стриминговых сервисов, вот ссылка на официальную страницу релиза «Стратонавты (Осоавиахим-1)», где представлены основные платформы – https://anywav.com/rl/i8364714463/
Девяносто лет назад, 30 января 1934 года, с Кунцевского аэродрома в Москве в небо поднялся гигантский стратостат Осоавиахим-1, унося сквозь плотные зимние облака трёх бесстрашных исследователей на недосягаемую до того дня высоту, навстречу их подвигу. Но, начнём по порядку, ибо эта история того стоит.
Итак, первым в стратосферу поднялся швейцарский учёный и изобретатель Огюст Пиккар, который, в процессе работ над созданием стратостата, разработал ещё и устройство, позволяющее человеку исследовать океанические глубины – батискаф. Именно его батискаф, названный Триест, первым достиг дна Марианской впадины. Это невероятный человек, не кинозвезда, именно такие как Огюст Пиккар двигают нашу цивилизацию вперёд, попутно вдохновляя тысячи и тысячи горячих сердец на штурм новых знаний, открытий.
Так вот, Пиккар построил первый в мире стратостат, на котором планировал подняться в верхние слои атмосферы для исследования космических лучей. Разработка проекта была завершена им в 1930 году и в мае 1931 готовый стратостат, названный FNRS-1 (сокращение от (Fonds National de la Recherche Scientifique) оторвался от поверхности и отправился в первый полёт. Размеры даже самого первого стратостата впечатляли, диаметр шара составлял 30 метров, а масса алюминиевой гондолы – 732 кг. Экипаж состоял из двух человек, включая самого Огюста Пиккара и Пауля Кипфера.
Просто чудо, что первый полёт этой конструкции не стал последним, ведь в процессе выяснилось, что нарушена герметичность гондолы и починить её удалось при помощи вазелина и пакли, помимо прочего, из барометра вытекла ртуть, а ещё разбился аппарат со сжатым воздухом. Полёт длился более 17 часов, была достигнута высота 15781 метров, а приземление произошло на ледник в Альпах, на высоте 2500 метров, благо, что рядом оказалось селение с прелестным названием с незатейливым названием Обергургль.
Стоит отметить, что оболочка этого стратостата использовалась для ещё двух выдающихся полётов, максимальная высота подъёма одного из которых составила рекордные, на тот момент, 16940 метров, это почти на 7 километров выше, чем высота полёта современных пассажирских самолётов. Об Огюсте Пиккаре стоило бы рассказать намного больше, я настоятельно рекомендую почитать статьи и книги об этом выдающемся представителе рода человеческого, но в рамках моего сайта я теперь расскажу о тех героях, о ком наша песня. Итак, полёты Пиккара в стратосферу привлекли внимание всего мира, для людей будто распахнулись невидимые врата открыв путь на невиданные высоты и технология, вроде бы знакомая, ведь воздухоплаватели, использующие воздушные шары, давно уже нашли свою нишу в различных сегментах бытия, включая и военную. ВВС ещё молодого тогда Советского Союза и Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (далее ОСОАВИАХИМ) не могли остаться в стороне и начали разработку собственных высотных стратостатов, взяв за основу концепцию Пиккара, уже доказавшую свою успешность. Нижние слой атмосферы в 30-е годы уже были неплохо освоены и в небе летало множество моделей военных и гражданских самолётов, воздушных шаров, и дирижаблей, но стратосфера была совершенно неосвоенным пространством (в общем то, она и сейчас такой остаётся). Так вот, после первого прорыва в стратосферу, совершённого Пиккаром в мае 1931, всего 2 года спустя, огромный советский стратостат «СССР-1» сходу побил рекорд FNRS-1, поднявшись на высоту 19 километров!
«СССР-1» проектировался и строился ВВС при участии многих организаций, включая НИИ Резиновой Промышленности, академию ВВС им. Жуковского, Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС и многих других. Участие ВВС гарантировало надёжное финансирование строительства стратостата, поэтому СССР-1 был готов раньше стартовавшего в то же время строительства Осоавиахим-1. Экипаж состоял из трёх человек, чьи имена навсегда вошли в историю освоения стратосферы, которую можно называть ближним космосом. В гондоле стратостата находились Георгий Прокофьев, Эрнст Бирнбаум и Константин Годунов, которые участвовали в работах по созданию стратосферной машины на всех этапах. Взлететь получилось не сразу, 24 сентября 1933 года была предпринята первая попытка подъёма с военного аэродрома в Кунцево, однако, по ряду причин, стратостат не смог подняться над лётным полем выше трёх метров. Вторая попытка была предпринята спустя несколько дней и 30 сентября в 8 часов 40 минут СССР-1 устремился ввысь.
Как ты уже прочёл чуть выше, мой любознательный друг, полёт оказался успешным и водородный шар с герметичной гондолой достиг высоты 19 000 метров (в некоторых источниках фигурирует цифра 18501 метр, но эта точность измерения вызывает сомнения, похоже на буржуинские происки). В 17 часов стратостат мягко приземлился в окрестностях подмосковной Коломны, стратонавты позже были награждены высшей, на тот момент, государственной наградой – Орденом Ленина.
Стоит отметить, что это был не последний полёт СССР-1 и после трагедии Осоавиахим-1 эта машина ещё поднималась в холодный океан ближнего космоса.
Вернёмся, однако, к невероятной истории стратостата Осоавиахим-1. В состав героического экипажа вошли:
Павел Федосеенко – командир стратостата. Кадровый военный, который провёл в воздухе 377 часов, занимаясь наблюдением с привязных воздушных шаров и аэростатов в период первой мировой и гражданской войн. Родился 13 мая 1898 года в городе Острогожск.
Андрей Васенко – бортинженер стратостата. Родился 27 декабря 1899 года в Царском Селе. Инженер-аэролог, конструктор стратостата «Осоавиахим-1»
Илья Усыскин – отвечал за проведение комплекса научных экспериментов полёте. Родился в с. Большое Село, Ярославской губернии 13 ноября 1910 года.
(О каждом из них можно книгу написать, такие это люди! Но я представил кратко, чтобы в формате небольшой статьи не утомить читателей)
Известно, что одним из тех, кто всячески поддерживал проект, был академик, Абрам Иоффе, его часто называют «отцом советской физики» за неоценимый вклад в науку. Илья Усыскин, будучи учеником Иоффе, участвовал в разработке пяти различных направлений научных исследований в стратосфере, включая изучение природы космических лучей, химический состав атмосферы, напряжённость магнитного поля планеты и других.
Читая истории освоения неба в тридцатых годах, диву даёшься, столько энтузиазма, столько героизма, столько самопожертвования, а ведь ста лет не прошло ещё, а мы уже совсем другие люди и, не уверен, что мы стали лучше… Я не могу в рамках новости о песне, которая ещё непонятно кому понравится, изложить в деталях всю историю прорыва человечества в стратосферу в 30-х годах, но погружаясь в изучение, невозможно не поражаться масштабности мышления, широте охвата и абсолютной уверенности большинства ключевых участников в том, что они могут достичь всех своих целей, воплотить любую мечту человечества! Как в песне «Марш энтузиастов», которую поёт невероятно красивая Любовь Орлова в фильме «Светлый путь» 1940 года:
«Нам нет преград ни в море ни на суше
Нам не страшны не льды ни облака
Пламя души своей знамя страны своей
Мы пронесём через миры и века!»
Те люди и правда могли всё то, о чём пели и я неоднократно убеждался в этом, перечитывая 4-х томник Бориса Чертока «Ракеты и люди», или дневники одного из первых героев Советского Союза, генерала ВВС Николая Каманина, командира первого отряда космонавтов, и другие книги тех титанов, из невероятного времени. Я очень-очень рекомендую всем интересующимся, почитать хотя бы статьи на Википедии об стратонавтах и других научно-технических прорывах тех лет, которые по объёму событий перекроют многие длительные исторические эпохи. Опять я заговорился и отошёл от рассказа об Осоавиахим-1… Клянусь, скоро закончу.
Так вот, первый старт стратостата планировался 30 сентября 1933 года, но сильный ветер не позволил осуществить задуманное и тогда полёт перенесли на теплый период весны 1934 года, без указания точной даты. Конструкция машины и комплект научных приборов, сконструированных Ильёй Усыскиным были рассчитаны на теплое время года, поэтому, оболочку аккуратно упаковали в чехол, а научное оборудование демонтировали до следующей попытки. Неожиданно, командир ранее успешно слетавшего СССР-1, Георгий Прокофьев, осенью в интервью заявил о подготовке ВВС к зимнему полёту стратостата. Узнав об этом, Павел Федосеенко загорелся этой же идеей и будучи человеком амбициозным, обратился в ЦСО (Центральный Совет Осоавиахима) с предложением совершить зимний подъём на стратостате Осоавиахим-1, опередив коллег из ВВС. ЦСО одобрил идею и для Осоавиахим-1 начался последний отсчёт…
До этого времени, полёты водородных стратостатов в осеннее и зимнее время считались опасными, не хватало опыта для объективной оценки рисков таких полётов. Итак, начался раскручиваться маховик подготовки к запуску рекордного, на тот момент, стратостата в зимнее время. На конец января ожидался период хорошей погоды, а помимо этого, в этих числах в Москве готовился к проведению с 17-й съезд Коммунистической партии, а мы то с вами знаем, читатель, как в нашей стране, будь то СССР или современная капиталистическая Россия, относятся к подготовке «рекорда к юбилею» и другим, подобным «совпадениям» …
Климент Ворошилов, нарком обороны, обращается 9 января к Сталину с предложением одобрить зимний старт стратостата, и Иосиф Виссарионович соглашается. 11 января запуск одобрен политбюро и это уже формальное финальное одобрение старта проекта на самом высшем уровне. 28 января оболочка стратостата, гондола, научное оборудование и экипаж прибыли на лётное поле аэродрома в Кунцево.
Вот и утро 30 января 1934 года. С места готовящегося старта были запущены метеорологические зонды, подтворившие приемлемые погодные условия по трассе подъёма стратостата. Взвешивание и другие предполётные измерения позволили рассчитать максимальную высоту подъёма, которую обозначили цифрой 20500 метров.
9 часов 7 минут – огромная машина стратостата Осоавиахим-1 начала подъём в январское холодное небо и спустя 9 минут первая радиограмма оповестила народонаселение о преодолении высоты 1600 метров. Позывной у экипажа «Сириус», все радиограммы идут от этого имени:
«Слушайте, слушайте! Говорит „Сириус“! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса»
Через 49 минут парни уже прошли высоту 15 километров (как дошедший до западной вершины Эльбруса на высоту 5642 метра за много тяжёлых, изнурительных часов, искренне поражён и завидую!)
«Говорит „Сириус“! Высота 15 000 м по альтиметру. Ведём непрерывные наблюдения космических лучей. Взяты три пробы воздуха. Внизу сплошная облачность. Определить направление невозможно»
В 10.14 стратонавты прошли отметку 19 000 метров, достигнув рекордной высоты предшественников на СССР-1 и чуть позже в эфире прошла радиограмма от командира:
«Говорит „Сириус“! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра»
Маленькое отступление – много лет спустя, штурбманфюрер СС Вернер фон Браун писал в своих мемуарах о работе над ракетой Фау-2 – «Иногда мне кажется, что мы - черти, которые штурмуют небеса». Вернер, тебе не кажется, вы и есть черти, а герои открывали небеса людям ещё в 1934-м, отдавая всех себя, не жалея жизни, чтобы следующие поколения жили лучше, светлее, смелее!
10.50 Гигантский, распухший в среде низкого давления шар стратостата Осоавиахим-1 достиг высоты 20500 метров. На земле машина смотрелась вытянутым, полу сдутым баллоном, но здесь это был невероятных размеров шар. Кто бы такое увидел бы, точно не смог бы забыть до конца своих дней. Высота оболочки стратостата на уровне моря, на глаз, кажется не менее 150 метров, если оценивать по снимкам с кунцевского поля. Это была черта, пересекать которую было нельзя, об этом знали ещё перед подъёмом, проведя расчёты на земле. Почему они пошли выше? Могли ли не пойти? Не знаю…
12.33 Осоавиахим-1 достиг высоты 22000 метров и завис здесь, в прозрачной, беззвучной почти-пустоте на 12 минут… Солнце на такой высоте выжигает всё, что попадает под его лучи. Раздутый шар с водородом нагревается под его прямыми лучами и давление газа растёт. Экипаж открывает газовый клапан на 3 минуты, чтобы начать спуск и, очень медленно, огромная махина отправляется в свой последний путь, навстречу планете, от поверхности которой так непросто было оторваться. Более 2-х часов потребовалось, чтобы спуститься до 18000 метров.
16.10 Стратостат всё ещё высоко, на отметке 12000 метров, начинается коллапс... Зимний день короток, солнце быстро проходит свой небесный путь, уступая место чёрной бесконечной мгле космического пространства, усыпанного звёздами. Что плохо для раздутого водородного шара – чем меньше солнца, тем ниже температура и меньше объём. Снижение переходит в неуправляемое падение на уровне высоте горы Эверест, примерно на 8900 метрах. С этой высоты стратонавты могли бы спастись, выпрыгнув из гондолы на парашютах, но конструкция люка такова, что его и не земле, в спокойных условиях быстро не открыть, не говоря уже о падении.
16.23 На высоте около 1500-2000 метров гондола оторвалась от сдувшейся оболочки и через 10 секунд беспорядочного вращения врезалась в твёрдую как камень, замерзшую землю, недалече от села Потиж-Остров в Мордовии (ныне село Усыскино).
Стратонавты Осоавиахим-1 были посмертно награждены высшими государственными наградами – Орденами Ленина. Сталин, Молотов и Ворошилов несли их урны с прахом, и захоронили героев в Кремлёвской стене.
Вот и всё? Конец истории?
Не конец! Помнят люди подвиг и невероятный зимний полёт нашего красивого стратостата Осоавиахим-1 и великих энтузиастов, которые поднимались в крошечной гондоле, навстречу ближнему космосу, помним! И спустя 90 лет слагаем о них песни!
Сняли бы ещё наши кинематографисты хорошее, красивое многосерийное кино про стратонавтов, вот было бы здорово! Там такие истории, там такие люди, эх!!!
Всё, замолкаю.
Всегда ваш, АМ.